Правила пребывания ребёнка в детском саду
Полезная информация
Памятка познакомит вас с простыми, понятными и необходимыми для исполнения правилами. Они нужны для безопасности и комфорта детей в саду и упорядоченности деятельности учреждения
Первые дни — адаптация к саду
Если есть возможность, первые недели не оставляйте ребёнка на весь день. Начните с минимальных интервалов и постепенно увеличивайте время. Например, в первую неделю ребёнок будет проводить в саду от 1 до 3 часов, во вторую неделю — до 5 часов, останется на дневной сон. Скорость перехода ребёнка на режим полного дня определяется индивидуально
Перед первым посещением детского сада подготовьте ребёнка, объясните, что вы не сможете остаться в группе, расскажите, что его ждёт в садике, и когда вы его заберёте
Познакомьте ребёнка с воспитателем, попрощайтесь и ещё раз скажите, когда именно встретитесь. Например, сразу после завтрака
Многим детям нелегко пережить расставание даже на короткий срок. Будьте спокойны и уверены в правильности своих действий — и ребёнок скоро привыкнет к садику. А наши воспитатели постараются сделать адаптационный период как можно мягче
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ
Некоторые дети привыкают к новым условиям быстро, в течение одной-трех недель, другим требуется около 2-3 месяцев. Психологи отводят на процесс адаптации до полугода.
Почему возникают трудности у дошкольников в этот период? Если ребенок привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам, то в детском саду ему придется нелегко, потому что ни воспитатели, ни детский коллектив не станут делать поблажек.
Стеснительные и робкие малыши тоже сталкиваются с проблемами. Они плохо идут на контакт со сверстниками и поэтому становятся мишенью для задир.
Столкнувшись с проблемами адаптации, малыш испытывает сильное психоэмоциональное и физическое напряжение, стресс. Отсутствие своевременной поддержки может привести к полной дезадаптации и ухудшению здоровья ребенка.
ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ
В адаптационный период родители должны внимательно наблюдать за малышом, чтобы не пропустить следующие признаки дезадаптации:
ребенок отказывается идти в детский сад, причем отказ носит стойкий характер;
по возвращении и ДОУ ребенок подавлен, спрашивает у родителей, придется ли ему идти в детский сад снова;
быстро утомляется;
у него нарушается сон: вечером долго не может уснуть, а утром просыпается с трудом;
в течение дня вял, капризен, раздражителен;
появляются навязчивые состояния, тики и заикание.
Дезадаптация может проявиться и частыми, иногда болезненными мочеиспусканиями, энурезом. Нередко ребенок отказывается от посещения туалета в группе. У малыша могут возникнуть запоры.
Один главных индикаторов здоровья ребенка - аппетит. Ребенок, тяжело привыкающий к детскому саду, теряет аппетит или, наоборот, начинает испытывать постоянную потребность в еде.
Эмоциональное напряжение вызывает и снижение сопротивляемости организма, что приводит к повторным респираторным заболеваниям, протекающим тяжелее обычного. Обостряются и хронические заболевания. У некоторых детей, испытывающих трудности с адаптацией, формируются психосоматические реакции: подсознательно понимая, что болезнь спасает от посещения детского сада, они начинают болеть чаще.
Поведение в группе также показательно. Ребенок отказывается идти на контакт, обижается, проявляет агрессию в отношении себя и других.
Для того чтобы свети к минимуму проблемы, связанные с началом посещения ребенком ДОУ, следует выполнять рекомендации специалистов, приведенные ниже.
ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Подготовка к посещению детского сада должна начаться задолго до привода ребенка в группу. За несколько недель, а лучше месяцев родителям рекомендуется создавать у ребенка положительный образ ДОУ. Малыш должен привыкнуть к мысли, что посещение детского сада не только не представляет угрозы его благополучию, но является признаком того, что он становится взрослым и самостоятельным. Родители должны время от времени говорить ребенку, что они рады за него, гордятся им.
Желательно еще до начала посещения детского сада несколько раз прийти туда вместе с малышом на экскурсию. Чувствуя родительскую поддержку, ребенку будет проще освоиться. Находясь рядом с мамой, малыш сможет смело задать интересующие его вопросы.
Родители должны подробно объяснить ребенку, что его ждет в детском саду, тогда, придя в группу, он будет чувствовать себя спокойнее и увереннее. Предварительное знакомство с детским садом и персоналом полезно и для родителей, многие из которых в этот период также испытывают стресс.
ВРЕМЯ, ПРОВЕДЕННОЕ В ГРУППЕ
Время, проводимое ребенком в группе детского сада, лучше увеличивать постепенно. Начинать следует с 1-2 часов и в течении недели доводить до полного дня. эти сроки могут вариваться в зависимости от того, как реагирует ребенок на новые условия.
начинать посещение детского сада лучше в тот момент, когда ребенок полностью здоров. Не рекомендуется впервые приводить ребенка в детский сад после эмоциональных нагрузок (возвращения из отпуска, с дачи, переезда), т.к. для малышей положительные эмоции также являются стрессовой ситуацией.
ЕЖЕДНЕВНЫЕ СБОРЫ В САД
Собираться в детский сад нужно накануне. Вместе с малышом следует подготовить все необходимое - одежду, личные вещи. Во время утренних сборов не должно возникнуть суеты, окриков, нервозности. Все дети разные, дайте ребенку возможность собираться столько времени, сколько ему необходимо. Помогайте, но не делайте все за малыша.
Для облегчения перехода ребенка к новым условиям важно помнить о соблюдении режима дня. Если дошкольник не проводит достаточно времени на свежем воздухе, недосыпает, нерационально питается вне детского сада - это приведет к снижению иммунитета. Совместная прогулка после детского сада вместо просмотра телевизора или компьютерных игр расширит адаптивные возможности ребенка, будет способствовать доверительным отношениям внутри семьи.
ОБСУЖДЕНИЕ СОБЫТИЙ ДНЯ
Обязательно нужно обсуждать с ребенком события дня, проведенного в ДОУ. На формальный вопрос родители обычно получают такой же ответ. Лучше задавать наводящие вопросы, а ответы помогать распространять. Только там можно получить информацию, понять эмоциональный фон малыша и своевременно выявить проблему.
Все дети уникальны, поэтому психоэмоциональное напряжение может проявляться индивидуально. Родители должны внимательно наблюдать за состоянием ребенка, чтобы не пропустить признаки дезадаптации.
ПОМОЩЬ ПРИ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Что делать, если, несмотря на соблюдение рекомендаций, о которых говорилось выше, ребенок все-таки столкнулся с проблемой дезадаптации?
В первую очередь следует пересмотреть режим дня ребенка:
укладывать спать раньше;
проводить больше времени с малышом на свежем воздухе;
свести к минимуму просмотр телевизора, компьютерные игры;
обеспечить достаточную физическую нагрузку. Обязательно проводить утреннюю зарядку. Несколько простых упражнений - наклоны и повороты головы и корпуса, махи руками, ногами, прыжки и бег на месте - помогут улучшить кровоток, нормализовать деятельность вегетативной нервной системы ребенка.
При согласовании с педиатром возможен дополнительный прием поливитаминов в возрастной дозировке или специальных витаминных препаратов. В рационе ребенка в достаточном количестве должны присутствовать микроэлементы и полиненасыщенные жирные кислоты - фрукты, овощи, клетчатка, рыба и др.
При сохранении признаков дезадаптации ребенку необходима консультация специалистов, которые помогут справиться со стрессовой ситуацией у ребенка.
Режим дня
Время пребывания ребенка в детском саду ограничено часами работы сада: 7:00—17:30. Старайтесь приводить ребёнка в детский сад до 8:00, так как завтрак начинается в 8:30. Если опаздываете, позвоните заранее воспитателю. Предпочтительно забирать ребёнка из сада в промежутке 16:30—17:30. Если опаздывайте, позвоните воспитателю
Взрослый, который привёл ребёнка в детский сад, отвечает за его переодевание и провожает до входа в группу, передавая воспитателю. Убедитесь, что воспитатель заметил приход ребёнка, не оставляйте его без присмотра. Также убедитесь, что воспитатель увидел вас, когда забираете ребёнка из сада
Забирать ребёнка из сада могут только люди, указанные в списке доверенных лиц. Список может предоставить воспитатель. Укажите всех, кто может приводить и забирать ребёнка, приложите копии их паспортов. Если хотите, чтобы ребёнка забирал из сада человек, не указанный в списке, необходимо предупредить администрацию по телефону и передать с доверенным лицом заполненное и подписанное вами временное разрешение.
Сообщайте воспитателю о любых изменениях в распорядке дня ребёнка, если они могут сказаться на его поведении, например недосыпание, отъезд родителей, стрессовая ситуация в семье
Если ребёнок заболел или по другой причине не придёт в сад, сообщите об этом воспитателю в первый день отсутствия. Накануне выхода ребёнка в сад предупредите воспитателя об этом, чтобы на ребёнка заказали еду.
Помните: своевременный приход и уход ребенка – необходимое условие правильной реализации воспитательно-образовательного процесса.
Режим (распорядок) дня воспитанников на 2024-2025 учебный год
Одежда и обувь в детском саду
- Одежда ребёнка должна быть удобной, опрятной и безопасной
- Для прогулок — одежда, соответствующая сезону и погоде
- Для занятий в группе — 2 комплекта удобной тонкой одежды. Узнайте у воспитателя, насколько тепло в группе
- Для тихого часа — пижама
- Для спортивных занятий — шорты, футболка, носки, чешки
- Обувь — с фиксированной пяткой, без каблука, удобная для самостоятельного переобувания.
Для создания комфортных условий пребывание ребенка в ДОУ необходимо:
не менее двух комплектов сменного белья (мальчикам шорты, трусики, колготки; девочкам – колготки, трусики, в теплое время – носки и гольфы);
два пакета для хранения чистого и использованного белья;
промаркировать белье, одежду и прочие вещи.
Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха.
- Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений.
- В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется.
- Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.
- Обувь должна быть легкой, теплой точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться.
- Нежелательно ношение комбинезонов.
- Носовой платок необходим ребенку, как в помещении так и на прогулке.
- Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
- Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов.
Здоровье ребёнка
До начала посещения детского сада родители должны представить медицинскую карточку по форме № 026/у-2000, включая последние результаты медицинского обследования и данные о прививках, аллергии и хронических заболеваниях
Когда ребёнка не допустят до занятий
- Температура выше 37º
- Кашель. Если кашель появился в течение дня, ребёнка не допустят к занятиям на следующий день
- Насморк
- Красное горло
- Хрипы в лёгких
- Сыпь
- Отсутствие справки от педиатра после отсутствия ребенка в детском саду дольше 5 дней
При аллергическом кашле или насморке необходимо предъявить справку от аллерголога — тогда ребёнка допустят к занятиям. Медицинская сестра в детском саду осматривает детей 2 раза в неделю. При выраженных симптомах любого заболевания медецинская сестра не допускает ребёнка в сад
Если ребёнок почувствовал себя плохо в течение дня, воспитатель позвонит вам, чтобы его забрали домой. До прихода родителей заболевший ребёнок будет находиться под присмотром медицинской сестры. В экстренных случаях ребёнок может быть отправлен в больницу
Если ребёнок заболел, сообщите об этом в детский сад ранним утром. При выявлении у него инфекционной болезни, например ветрянки, обязательно сообщите об этом воспитателю, чтобы администрация могла предупредить других родителей
Не давайте ребёнку с собой в сад какие-либо лекарственные препараты
Мероприятия и праздники
Основные открытые мероприятия в течение учебного года — это новогодний утренник в декабре и выпускной концерт в мае. Они проводятся в присутствии родителей. Остальные праздники обычно проводятся без зрителей
Безопасность
Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п., ) таблетки и другие медикаменты.
Не разрешайте детям открывать двери или калитку игровой площадки даже в сопровождении взрослых. В детском саду детей приучают к тому, что двери могут открывать только взрослые
Территория детского сада оборудована видеокамерами.
Требования к внешнему виду ребенка
Что свидетельствует об ухоженности ребенка:
- опрятный вид,
- застегнутые на все пуговицы одежда и обувь;
- умытое лицо;
- чистые нос, руки, подстриженные ногти;
- подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
- чистое нижнее белье;
- наличие достаточного количества носовых платков.